Лампа Колориста

Главные вкладки

Elena Evdokimova
Не в сети
Последнее посещение: 1 месяц 2 недели назад
Голосов: 243
Лампа Колориста

Лампа колориста. Назначение и применение.

Для качественного подбора краски необходимо иметь хорошее освещение на рабочем месте: сильный источник света, максимально приближенный по качеству излучения к естественному дневному свету. Если такового нет, колорист может работать лишь 2-3 часа в день примерно 9 месяцев в году. Кроме того, с Лампой Колориста уменьшается количество ошибок.

Видимый Вами цвет любого предмета зависит от освещения – а именно от спектрального состава света, падающего на предмет. Даже обычная «зеленая трава» будет «зеленой» по-разному утром, днем и вечером, на прямом солнце и в тени. А при разном искусственном освещении отличия цвета еще сильнее. Отсюда следует необходимость применения специальных источников света (их привычно называют «лампами») для определения реального цвета предметов.

При низком Солнце сине-фиолетовой части спектра практически нет, в основном на Землю падают «красные» лучи. По мере восхода Солнца к полудню относительное количество «красных» лучей падает, а возрастает количество «сине-фиолетовых».

Для воспроизведения столь сильного изменения спектрального состава «природного света» требуется применение искусственных источников света с максимально соответствующим спектральным составом.

Главный параметр для выбора источника света – точность цветопередачи, т.е. соответствие цвета «под лампой» и «в природе» – при естественном освещении (Color Rendering Index - CRI).

Для целей цветоанализа требуются лампы с индексом не ниже 90%, а лучше свыше 95%.

Для  «Лампы колориста», предназначенной для автосервиса, требуется подобрать источники света, воспроизводящие реальное, природное освещение.

Поскольку спектральный состав дневного света не постоянен и меняется в течение дня, необходимо проверять цвет приготовленной краски с цветом автомобиля  при свете солнца, в тени, в ранние утренние и вечерние часы.

Для адекватной оценки цвета вне зависимости от времени суток, погоды и т.д. используется система эталонных ламп:

1.               А-30. Один час после (или до) восхода Солнца (примерно 6 утра или 21 час вечера). Источник: Малогабаритная галогенная лампа, цветовая температура 2950 K, CRI=100.  Может быть заменена на люминесцентную лампу 2800K CRI>95.

2.               CW40. Утренний или вечерний свет (около 8-9 утра или 18-19 часов вечера) Источник: Специальная галогенная лампа с фильтровым стеклом, цветовая температура 4200K, CRI=95. Может быть заменена на люминесцентную лампу CRI>95.

3.               D50. Свет по стандарту USA (12 часов до полудня - 2 часа после полудня);  температура 5400K , CRI=98.

4.               D65. Люминесцентная лампа – моделирует полуденный солнечный свет. Источник: галогенная лампа, либо люминесцентная лампа, цветовая температура 6500K, CRI=98. Соответствует состоянию освещенности в середине дня в тени, или при наличии легкой облачности, закрывающей прямые лучи солнца.

5.               UV-A люминесцентная лампа –  для приближения состава искусственного света к природному освещению, содержащему УФ-лучи.

 

Как применять источники света?

Основное применение - создание правильной освещенности рабочего места для адекватной оценки цветов и оттенков красок, вне зависимости от времени суток, погоды, наличия окон и т.д. Лампы Колориста обеспечивают более производительную и быструю работу при подборе краски. Источники типов D50 или D65 применяются в качестве базовых ламп для работы по анализу образцов. Выбор типа источника, используемого в качестве основного, зависит от пристрастий колориста. Тот, кто любит смотреть цвет на открытом Солнце, выберет D50, кто предпочитает затененный свет - тип D65. И в том, и в другом случае достигается соответствие естественному летнему освещению.

Ультрафиолетовая лампа необходима для приближения спектрального состава ламп к естественному дневному свету, поэтому рекомендуется включать ее одновременно с базовым светом.

Все остальные типы источников служат для различных целей, основа которых заложена в базовых принципах теории цвета:

1.               Анализ полученных тест-образцов и лючков на метамерию. В реальной практике этот тест мгновенно дает колористу информацию, правильно ли он выбрал тип пигмента для доколеровки краски. Если пигмент выбран неправильно, он даст метамерный эффект с основным набором красителей и при смене спектра тест-напыл и образец "разойдутся" по цвету или оттенку.

2.               Сравнительный анализ образца и тест-напылов на содержание пигментов красной (красный, оранжевый) и синей (синий, голубой, фиолетовый) спектральной группы. Т.е. колорист, сравнивая изменение цветов образца и тест-напыла при смене спектра источника света, может понять, какой из них содержит больше (меньше) пигментов указанных групп. Полезным оказывается также сравнение изменений цвета стандартных цветовых кругов с накрашенными табличками (цветовые веры, которые обычно предоставляют все производители красок) и образца.

 

Рассмотрим базовые принципы образования окраски предмета. Как и почему предмет кажется нам синим, зеленым или красным? Потому, что в нем содержится краситель - будет обычный ответ. Но почему мы "видим" этот краситель именно красным, а не зеленым? Потому, что данный краситель из всего, падающего на него спектра отражает в наш глаз лучи только одного цвета (красный - красного, синий - синего), а все остальные - поглощает. Что происходит, если мы рассматриваем образец, состоящий из нескольких пигментов, например, сиреневый? Очевидно, что в таком цвете может содержаться какое-то количество синего, желтого, красного пигментов, или, может быть, голубой, желтый и оранжевый? Что будет происходить с окраской этого образца в течение дня?

Поскольку спектральный состав солнечного света меняется в течение дня, то и состав отраженного света от каждого предмета также будет видоизменяться.

Мы знаем, что в ранние часы, когда Солнце стоит низко над горизонтом, в дневном свете больше лучей красного спектра, в полдень - больше синего спектра. Соответственно, если в 12-00 мы "видим" сиреневый образец, то в 8-00 его цвет станет ближе к розовому.

Общее правило таково: к полудню синие цвета "осветляются" и становятся насыщенными, красные - "приглушаются" и становятся менее насыщенными; при движении Солнца на закат (или при восходе Солнца) - все наоборот.

Поскольку аналогичное соотношение синих и красных лучей достигается в лампе колориста, можно проводить тест на метамерию либо косвенный анализ на содержание пигментов синей и красной групп. Как это делается?

1.               Тест на метамерию. Если вы внесли два окрашенных образца, которые вам кажутся одинаковыми, например, при дневном свете в полдень, но они содержат разные составы пигментов, то при смене источников света с разным спектральным составом образцы начнут резко "расходиться" по окраске. Таким образом, можно практически сразу понять, что добавлен "не тот" пигмент.

2.               Сравнительный анализ на пигмент. Например, нужно понять соотношение пигментов в двух образцах. При смене спектров от D65 к А30 интенсивность синих лучей падает, а красных возрастает, соответственно один из них темнеет в "синеву", а другой становится более ярким и насыщенным в "красноту". Ответ прост: первый содержит больше синих пигментов и мало красных, а второй - наоборот. Если первый образец не содержит красных и желтых красителей, то он будет двигаться к черному цвету. Если второй образец не содержит синих и желтых красителей, то он будет двигаться к белому цвету.

 

Как пользоваться лампой колориста?

ВКЛЮЧАТЬ ВСЕ ЛАМПЫ ОДНОВРЕМЕННО (ЧТОБЫ БЫЛО "ПОЯРЧЕ") БЕССМЫСЛЕННО, Т.К. ПРИ ЭТОМ ПРОПАДАЕТ СУТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЭТАЛОННЫХ СПЕКТРОВ ДЛЯ ЦВЕТОАНАЛИЗА.

НЕ СТОИТ также подносить образцы слишком близко к лампам. Освещенность, создаваемая лампами, обеспечивается не ниже 1000 люкс при указанных расстояниях 40-50 см от люминесцентных ламп и до 1 метра от галогенных ламп. Дальнейшее увеличение освещенности неоправданно, т.к. при освещенности свыше 2000 люкс у большинства людей наступает болевой порог и восприятие цвета ухудшается.

 

Вверх
6 голосов
Пахом
Аватар пользователя Пахом
Не в сети
Последнее посещение: 5 years 4 месяцев назад
Голосов: 15

И все равно они врут. Ничто не заменит солнышко))

Вверх
Пользователей проголосовало: 1
evgeshka
Аватар пользователя evgeshka
Не в сети
Последнее посещение: 1 year 4 месяцев назад
Голосов: 308

Конечно солнушко нам ничего не заменит, но все же считаю, что ваше утверждение ошибочно. Если сделать цвет в лампе колориста (соблюдая правила колеровки), то все будет выглядеть очень и очень красиво, при любых источниках освещения и на улице под солнцем, и в цеху под лампами. 

Наверно это все-таки вопрос привычки wink

Вверх
0 голосов